Вход
×

Мотоциклы «Урал» до сих пор живы

28 Май 2016 в 13:28
Мотоциклы «Урал» до сих пор живы
Многие, с кем общался об этой поездке в небольшой уральский городок Ирбит, удивлялись, что мотоциклы «Урал» до сих пор живы, собираются и продаются.
 
Как-то этот бренд канул в Лету в последние годы. Совсем забылся. А он жив, в целом даже здоров и неплохо продается, причем на Запад.
 
1. Я прогулялся по сборочному цеху и выяснил, как там все обстоит.

 

1
 
2. Начнем с фасада. Опознать в этом сером здании некогда завод-гигант сложно. Стела с мотоциклом плохо видна с дороги из-за запущенного сквера. Вывесок нету. Большая часть здания, которое было когда-то заводоуправлением, сдана в аренду под магазины, лавки, кафе. Розовые двери на заднем плане и есть проходная, через которую почти никто не проходит.
 
2
 
3. На предприятии по производству мотоциклов «Урал» работает чуть больше ста человек. Для сравнения: в советские годы рабочих было 10 тысяч.
 
3
 
4. Строго говоря, эти мотоциклы правильнее было бы называть Ural, чем «Урал». Потому что большинство комплектующих в них импортные. Знатоки мототехники наверняка многозначительно покачают головой, когда увидят список брендов, которые поставляют компоненты в Ирбит. Телескопические вилки Marzocchi, амортизаторы Sachs, генератор Denso, аккумулятор Yuasa, зажигание Ducati, подшипники SKF, шестерни Herzog, манжеты NAK, дисковые тормоза Brembo, электронный впрыск топлива на основе компонентов Bosch и Delphi. В общем, полный фарш по мотоциклетным меркам.
 
1
 
5. Из нашего советского здесь: трубы для рамы, литье для двигателя и листы для коляски.

2
 
6. Мотоцикл «Урал» во многом самый-самый и единственный в мире. Загибаем пальцы: единственный всесезонный, не боящийся мороза мотоцикл.
 
3
 
7. Единственный серийный мотоцикл с коляской.
 
1
 
8. Единственный полноприводный мотоцикл. Да, такое тоже бывает. Если забрался в непролазное, можно жестко подключить колесо на коляске. В этом режиме мотоцикл может ехать только прямо, но зато вывезет из любой каши.
 
2
 
9. Ребята с завода рассказали, что регулярно выбираются на мотоциклах в леса и горы, добирались до перевала Дятлова, а по трассе «Урал» спокойно идет 110 км/ч.
 
3
 
10. Станки на заводе в основном советские, но есть и новые — например, эта лазерная вырезалка.
 
1
 
11. В цеху окраски работают в основном женщины. Мужики трудятся на сварке, резке и сборке. Один работяга может обслуживать по 10 станков. Работа неспешная, потому что норма — 5 мотоциклов в день. В советское время за каждым станком было по два рабочих, трудились в две смены. В год предприятие выдавало по 10 000 единиц техники.
 
2
 
12. Работой на заводе дорожат. 25 000 рублей в Ирбите на дороге не валяются.
 
3
 
13. В год предприятие выпускает около 1000 мотоциклов. 99% идут на экспорт. Работают по предоплате. Дилеры собирают заказы — через несколько недель покупатель получает свой «Урал». В России их покупают богатые люди, которых накрыла ностальгия. На Западе — фанаты сурового милитари и любители забраться в дебри. По проходимости «Урал» вне конкуренции. Эндуро, мотоциклетные кроссоверы и тому подобная техника противопоставить ничего не могут. Бой дать сможет разве что квадроцикл или багги.
 
3
 
14. В России «Урал» можно купить только в трех местах. В США дилер есть почти в каждом штате, в некоторых — по два. Мотоциклы ежегодно проходят жесткое тестирование в США и Европе, чтобы соответствовать экологическим нормам и нормам безопасности. Все тесты «Урал» проходит.
 
1
 
15. По большому счету есть всего две модели «Урала». Они отличаются только внешним видом. Одна под ретро, другая посовременнее. Конструктив весь идентичен. Зато больше 60 вариантов раскраски.
 
2
 
16. Сборка стапельная, что обеспечивает высокое качество.
 
3
 
17. Сборочный цех удивил своей продуманностью. Все по полочкам, коробочкам. Все четко.
 
1
 
18. Здесь собирают сцепление.
 
2
 
19.
 
3
 
20. А это скоро будет мотором.
 
1
 
21. Конструкции уже много лет. Да и по большому счету современный «Урал» — это лишь глубоко модернизированная версия прототипа мотоцикла BMW 40-х годов. Но об истории расскажу в другом посте.
 
1
 
22.
 
2
 
23. Скелет обрастает кишками.
 
3
 
24.
 
1
 
25. Вот они, тормоза Brembo. Кто в теме, тот поймет 

2
 
26. Даже на экспортных вариантах «Урал» пишется по-русски.
 
3
 
27.
 
1
 
28. Покраска порошковая — тоже самая модная.
 
2
 
29.
 
3
 
30. Для россиян такой мотоцикл обойдется в сумму около 500 000 рублей.
 
1
 
31. На специальном стенде тестируют и обкатывают каждый мотоцикл.
 
2
 
32. «Урал» может дать массу поводов для скепсиса: дорогой, архаичный, ничего русского в нем уже нет.
 
3
 
33. Но есть и повод для позитива. Завод пусть и в таком виде, но сохранили, бренд жив. А главное, пользуется спросом, продиктованным не модой, а прагматикой. «Урал» — бескомпромиссный проходимец, при этом может везти груз до 150 кило (по паспорту, в реальности больше). Отличный выбор для любителя путешествий. «Урал» кроме харизмы обладает еще и потребительскими свойствами, потому его и покупают.

Но ощущение все-таки двойственное. Хотя предприятие живо и как-то развивается. В сравнении с тем, что было в советские годы, выглядит все несколько удручающе. Но себя можно успокоить тем, что «Урал» с производства массового продукта перешел на эксклюзивный.
 
3

При поддержке: